Каждый десятый российский fashion-бренд создается в Свердловской области

Агентством стратегических инициатив (АСИ) разработан региональный стандарт развития креативной экономики — комплекс мер, направленных на ускоренное развитие креативных индустрий в российских регионах. Одной из территорий, выбранных для пилотных программ его реализации, в этом году стала Свердловская область. О том, как креативные индустрии развиваются в регионе и в стране в целом, «Эксперту» рассказали министр инвестиций и развития Свердловской области Вадим Третьяков и директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-Заде.

 Вадим Валерьевич, какой вклад в экономику региона вносят креативные индустрии в Свердловской области?

— Свердловская область находится сейчас в мировом тренде, потому что доля креативной индустрии как в России, так и во всем мире, активно увеличивается. Екатеринбург — третья модная столица России, а каждый десятый российский fashion-бренд создается в Свердловской области. Если говорить про цифры, то у нас почти 25 тысяч предприятий, так или иначе занятых в сфере креативных индустрий, это 9,3% от всех производственных предприятий региона. Здесь занято 38 тысяч человек, а если приплюсовать самозанятых граждан, получится почти 100 тысяч. Годовая выручка компаний — 187 миллиардов рублей, что составляет 2,3% от выручки всех предприятий региона. Речь идет о промышленном регионе, поэтому это очень внушительная цифра.

 Какие в регионе действуют креативные площадки?

— Креативное сообщество очень активное. Площадки есть не только в Екатеринбурге, но и в соседних городах. Флагманом у нас является креативный кластер «Домна». Он был создан по инициативе нашего губернатора Евгения Куйвашева при поддержке администрации Екатеринбурга. Это великолепное старинное здание с сохраненным фасадом и с инфраструктурой внутри находится в самом центре города на пешеходной улице. Оно практически не простаивает, это очень популярное место, оно действует и как предпринимательское сообщество. Помимо этого, конечно, можно отметить и креативный кластер в Музее истории Екатеринбурга, «Лето на заводе» в Сысерти. Завод здесь не просто так упомянут — ядром кластера является территория металлургического предприятия.

 В этом году опорной региональной организацией развития креативных индустрий выбран Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Почему выбор пал именно на него, какие шаги в рамках регионального стандарта развития отрасли он уже сделал?

— Предпринимательское сообщество активно развивается во многом благодаря мерам государственной поддержки, которая оказывается бизнесу через наш областной фонд поддержки предпринимательства. Именно поэтому он выбран опорной организацией по реализации стандарта. Агентством стратегических инициатив Свердловская область выбрана как пилотная по разработке Регионального стандарта развития креативных индустрий. И Свердловский областной фонд будет играть в этом не последнюю роль.

 Какие самые заметные проекты реализует фонд?

— Фонд предоставляет предпринимателям финансовые и нефинансовые меры поддержки. Нефинансовые меры — это, например, создание топ-рейтингового места в торговых сетях. Там предприниматели, которые создают либо свою одежду, либо аксессуары, могут в течение полугода, не платя аренду, продавать свою продукцию. Этого срока достаточно, чтобы предприниматель понял, правильно ли он выбрал нишу, верно ли определился с ценовой политикой. И по прошествии этого времени часть предпринимателей уже берут полноценную аренду и развивают бизнес. Ну, а часть их возвращается, чтобы переосмыслить подход к своей бизнес-концепции. Также много коллабораций, в том числе с московскими дизайнерами, были проведены очень яркие показы в прошлом году. Много обучающих программ. В общем, точка притяжения — это именно поддержка предпринимателей.

 Екатерина Вадимовна, а как вам с федерального уровня видятся успехи Свердловской области в развитии креативных индустрий?

— Во-первых, мы искренне считаем, что Екатеринбург и «окрестности» — это, наверное, один из самых интересных регионов для развития креативной индустрии. Почему? У нас, конечно, есть своя теория — потому что это все-таки конструктивистский город. Еще будучи ректором Университета креативных индустрий, 10–15 лет назад я видела, что из Екатеринбурга едут потрясающие дизайнеры, которые занимаются и традиционным дизайном, и digital-дизайном, и конечно, в области электронной музыки екатеринбуржцы производили большое впечатление и делали классные истории не только на российской, но и на международной сцене. Есть что-то в Екатеринбурге такое, что воспитывает людей с очень хорошим вкусом. Они формулируют очень современный коммуникационный язык, и визуальный, и музыкальный.

Во-вторых, в Свердловской области живут люди с очень современным мышлением. Это видно: очень большое количество предпринимателей и очень большой объем самостоятельности. Это дает потрясающий эффект в области креативных индустрий, потому что это предпринимательство, помноженное на интересный и нестандартный креативный подход. Креативная экономика — человекоцентричная и талантоцентричная экономика, и это является основой для всего остального. Из Екатеринбурга вышли сейчас крупнейшие и известнейшие компании в индустрии моды. Их первыми называют, когда говорят про импортозамещение в России в области fashion. Это и 12 STOREEZ, это и AVGVST, это и «Золотое Яблоко». Большое количество совершенно разных проектов, которые вдруг стали самыми известными брендами в России.

Другой вопрос, что сделать для того, чтобы все эти компании оставались в Екатеринбурге налогоплательщиками. Ведь это потрясающая кузница не только кадров, но и компаний для всего федерального рынка. Мне очень нравится в Свердловской области микс государственной и частной инициативы, как это все вместе работает. Не так давно мы были там с большой делегацией и находили потрясающие проекты, которые выстрелят на том же уровне, на каком выстрелили те компании, которые я уже называла. Поэтому мы искренне надеемся, что опорная организация, взявшаяся за внедрение регионального стандарта, и в целом стратегия региона в этой сфере будут не только давать поддержку, но и создавать все условия для того, чтобы коллеги оставались и развивались в Екатеринбурге.

 Как вообще вы оцениваете успехи регионов в создании регионального стандарта?

— Сейчас пройдена только первая треть пути, как и во всех регионах. У нас они делились с самого начала на регионы-драйверы, у которых уже есть опыт, регионы, которые присоединились к проекту, и регионы, которые сейчас только в начале пути. Конечно, в этом смысле в Свердловской области есть еще и очень много опыта у предпринимателей, которым они могут поделиться с предпринимателями из других регионов.

Сейчас проходит этап самообследования. Это создание основных реестров компаний. Это понимание, какая есть на территории регионов инфраструктура. Это понимание, какого типа компании существуют и какой у них запрос на меры поддержки. Важный момент — мировая повестка. Креативная экономика — это глобальный канал. Если регион делает фокус на конкретной индустрии, он сразу зажигается как звездочка не только на территории федеральной, но сразу и на международной. Очень важно сказать про текущую инфраструктуру в Екатеринбурге, потому что это регион, в котором есть Ельцин-центр, а такого типа площадка есть только в Москве — это ГЭС-2.

Больше нет таких огромных площадок, которые фактически могут быть креативными кластерами. Такая же история с упомянутыми региональными креативными кластерами. Мы сейчас в процессе мэппинга всего, что есть в регионе, чтобы понять, какие креативные индустрии наиболее перспективны. Здесь есть прямые и косвенные эффекты. Прямые — это когда мы говорим, как конкретные индустрии зарабатывают, косвенные — как они могут помочь в развитии экономических задач, которые стоят перед регионами. Мы очень надеемся увидеть региональную стратегию, документ, на который мы дальше сможем опереться при формировании федеральных проектов.

 Какие еще регионы, помимо Свердловской области, можно назвать в числе отличников в области развития креативных индустрий?

— Тут нет секрета, у нас есть несколько регионов, которые разрабатывают вместе с нами этот региональный стандарт: сбор всей практики, которая есть в регионе. Это, конечно, Москва и Санкт-Петербург. Ульяновск вообще был первым, где стали собирать форумы по креативной индустрии, и одним из первых регионов, где креативные индустрии стали единым сектором. Конечно, не могу не упомянуть Якутию. Якутия первая среди всех регионов, на два года раньше, чем Москва, разработала концепцию развития креативной индустрии. Участвуют Великий Новгород, Красноярск, где создан первый креативный кластер «Каменка», фактически главный региональный кластер, в который готово было вложиться государство.

Подробнее Expert.ru