Метавселенные — новый мир, в котором нарушаются законы физики и логики, а иногда и просто законы. Как работает авторское право в метаверсе — объясняет Александр Козьминых, юрист Школы инноваций и креативного мышления ИКРА.
Авторское право защищает произведения науки, литературы и искусства от копирования. Оно начинает действовать сразу же, как только человек написал книгу, мелодию или программный код, нарисовал картину или снял видеоролик. Названия компаний, слоганы, логотипы, цвета, даже связанные с брендами звуки и запахи могут быть защищены как товарные знаки. Например, мурчание кота — это зарегистрированный в России товарный знак Whiskas.
В осязаемом мире авторское право действует почти везде. Бернская конвенция — ключевой международный документ в этой области — подписан 181 страной, включая Россию. Если вы выходите в метаверс с территории или сервера одной из этих стран или владелец метавселенной хоть как-то связан с одной из них, то авторское право распространяется и на виртуальное пространство.
В метаверсе защищаются те же объекты авторского права, что и за его пределами: изображения, видео, музыка и тексты.
Товарные знаки в метавселенных тоже охраняются. Правообладатель может подать в суд на того, кто использует в метаверсе товарный знак без разрешения правообладателя. Например, нельзя просто так взять и открыть в метавселенной Школу инноваций и креативного мышления ИКРА — этот товарный знак уже есть в реальном мире.
В конце 2021 года цифровой художник Мейсон Ротшильд из Калифорнии выпустил коллекцию NFT-арта MetaBirkins — виртуальные сумки из меха, похожие по форме на «Биркин». По словам художника, он хотел выступить против эксплуатации животных в индустрии моды и проверить, возникнет ли в метаверсе такой же ажиотаж вокруг этих сумок, как в реальном мире. Его гипотеза подтвердилась: MetaBirkins наделали шуму. Первую NFT-сумку купили за 42 000 долларов. Когда модный дом Hermès потребовал изъять коллекцию из продажи, Ротшильд отказался, ссылаясь на Билль о правах и свободу самовыражения. Однако обогатиться ему не удалось: в феврале 2023-го модный дом Hermès отсудил у художника компенсацию в размере 133 000 долларов.
В прошлом году испанский бренд Mango представил NFT-коллекцию одежды в своем виртуальном магазине в метавселенной Decentraland. В дизайне одежды использовались картины — бренд приобрел их физические копии, но не получил у художников разрешение на выпуск NFT. Из-за этого авторы подали на компанию в суд и выиграли дело.
Сами по себе NFT не являются объектами интеллектуальной собственности, но тесно связаны с ней. NFT — это сертификат на владение каким-то цифровым объектом, от мема до музыки.
Еще одно обсуждаемое дело — спор о коллекции BAYC — Bored Ape Yacht Club. Художник-концептуалист Райдер Риппс, известный по коллаборациям с Канье Уэстом и Граймс, скопировал картинки с уставшими обезьянками, которые были созданы в формате NFT студией Yuga Labs, и выпустил собственную NFT-коллекцию обезьянок. Коллекция-двойник оказалась популярнее оригинала, что, конечно, рассердило правообладателя. Yuga Labs заявили о нарушении прав на товарные знаки и выиграли суд против художника.
Пока что нет специальных законов, посвященных только метавселенным и авторскому праву в них. Но достаточно и существующих норм — практика показывает, что суды признают все права авторов в виртуальном пространстве.
За развитием метавселенных может последовать развитие правового регулирования в этой области. Контроль за соблюдением авторских прав может быть автоматизирован за счет нейросетей. Вероятно, нас ждут новые объекты авторского права — запахи, голоса и даже ощущения, а также новые виды интеллектуальной собственности, не являющиеся объектами авторского права, — например, произведения, сгенерированные искусственным интеллектом. Когда появится юридическая определенность, у метавселенных есть все шансы стать новой качественной площадкой, где авторы контента встречаются со своей аудиторией.
Подробнее Knife.media