Одним из самых популярных в лексиконе креативных индустрий за последний год стало слово «импортозамещение». Вместо ушедших зарубежных брендов одежды свои шоурумы открывают отечественные дизайнеры, коллекционеры покупают рекордное количество работ местных художников на крупнейших арт-ярмарках столицы, а власти налаживают мосты любви и дружбы между локальными представителями креативного бизнеса и крупной промышленности.
Вопросы эффективного импортозамещения и привлечения новых кадров к отечественному производству в креативном секторе также обсуждаются на крупнейших мероприятиях, таких как «Российская креативная неделя», «Московская неделя моды», non/fiction, blazar, Cosmoscow, серия музыкальных, кино и fashion-митапов, организованных Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы, и многих других. Эти темы не обошли стороной и недавно прошедшую в столице 19-ю международную выставку оборудования и технологий для медиапроизводства CPS 2023, которая с 2004 года объединяет на одной площадке игроков рынка кино-, теле- и фотопроизводства, а также новые цифровые медиа — производителей и дистрибьюторов оборудования, разработчиков технологий и ПО, системных интеграторов, производителей контента, медиахолдинги и телеканалы, профильные ассоциации и СМИ.
В выставочном пространстве были не только представлены компании, их продукция и услуги, но также организована обширная деловая программа, на которой спикеры — ведущие эксперты в сфере кино, медиа, юристы, специализирующиеся на интеллектуальном праве, и другие представители креативного рынка поговорили о развитии кинопроизводства в столице и регионах, кадровой политике отрасли, сотрудничестве с рынками Азии, Ближнего Востока и на другие темы, которые волнуют сегодня все креативное сообщество.
Российская киноиндустрия остро нуждается в импортозамещении. Вызовы времени открывают также новые возможности отечественным правообладателям. Отдельная сессия на выставке была посвящена тому, как использовать их наиболее эффективно и в чем залог успешного развития отрасли в стремительно меняющейся реальности. Об этом рассказали коммерческий директор платформы медиаконтента IPEX Виктория Лысикова и генеральный директор крупнейшей в России музыкальной библиотеки для ТВ, кино и радио ЗВУКОБАЗА Олег Качанко.
Где брать музыку для российского кино?
Ни для кого не секрет, что в последние годы в российских фильмах и сериалах звучала преимущественно иностранная музыка — и современные композиции, и хиты 1980-х, лицензированные в основном тремя крупнейшими мейджорами: Warner, Universal и Sony Music. Когда они ушли с российского рынка, отечественные кинопроизводители вошли в новую реальность уже без импортной продукции. «Киноиндустрия в новой реальности» — именно так была названа и отраслевая конференция, прошедшая в конце 2022 года, на которой было принято решение, что западная музыка больше не будет использоваться в картинах и проектах, находящихся на этапе производства, чтобы избежать риска нарушения авторских прав. Мнения на этот счет разделились: некоторым представителям индустрии пришлось пройти все стадии принятия, другие сразу активно поддержали инициативу и увидели в ней новые возможности.
«Сейчас самое время внимательнее присмотреться к российским композиторам, в том числе молодым, еще не достигшим популярности, но талантливым. Среди них есть те, которые создают очень качественную музыку. Она может стать прекрасной альтернативой зарубежной для кинопроектов. У нас есть свои производители оформительской музыки, создающие ее в промышленных масштабах, иногда даже с использованием передовых технологий, искусственного интеллекта», — говорит Виктория Лысикова.
Олег Качанко поддержал коллегу: «Действительно, примерно с 2005 года до недавнего времени все производящие кинокомпании пользовались западными сервисами, но, возможно, вы удивитесь, узнав, что примерно две трети музыки для них сочиняли под псевдонимами наши российские композиторы. Сейчас мы постепенно находим этих авторов и ведем с ними переговоры о размещении их композиций у нас».
Проблема, как отметила Виктория, не в отсутствии качественной российской музыки для кино, а в удобстве ее поиска: «Главное, чтобы звукорежиссеры, музыкальные редакторы могли найти и подобрать именно тот контент, который необходим для конкретного проекта за конкретный бюджет. Для этого правообладателям стоит объединяться с современными цифровыми сервисами».
Как не попасть в «сточную канаву»
Многие до сих пор используют музыку со стоков. Однако это небезопасно, что доказала громкая история, произошедшая с российской олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике Ангелиной Мельниковой в 2021 году на Играх в Токио. Она была вынуждена поменять композицию для вольных упражнений из-за жалоб о ее незаконном использовании. Иностранный композитор, назвавшийся автором трека, потребовал за права 25 000 долларов. Проблема заключалась в том, что трек купили именно на стоке, где контент часто обезличен. Где же сегодня подобрать музыку для кино, другого креативного проекта, номера или выступления?
Такое пространство существует и было организовано на государственном уровне. В 2021 по Указу Президента РФ создан «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС.РФ), который стал оператором реестра IPChain, разработанного в 2017 году. Это инфраструктурное решение, которое содержит сведения о любых объектах интеллектуальной собственности, в том числе музыкальных произведениях, отслеживая их жизненный цикл с момента основания и далее — все итерации, которые с ними происходят. Реестр позволяет не только фиксировать интеллектуальные права, но и создавать различные сервисы для их коммерциализации.
«Одним из них стала платформа IPEX — первая в России цифровая площадка, на которой можно продавать и покупать любые виды объектов интеллектуальной собственности: права на музыку, изображения, тексты, видео, товарные знаки, технические решения, портфели прав, которые могут состоять из объектов авторского и патентного права, например полезная модель и техническая документация к ней, программы для ЭВМ. Этот сервис охватывает всю креативную индустрию», — рассказала Виктория. Сейчас на платформе уже 1,5 млн единиц уникального контента, среди которых — 19 000 треков, входящих в каталог ЗВУКОБАЗЫ, а также композиции многих других правообладателей и музыкальных библиотек. Все треки каталогизированы по жанру, тегам, настроению, темпу, что значительно облегчает поиск.
«Если проводить аналогии с другими видами бизнеса, эта площадка становится удобным маркетплейсом для правообладателей. И если на зарубежных платформах нужно было долго искать подходящий контент, здесь удобство в том, что кинопроизводитель может найти самые разные тематические подборки, например музыку в стиле 80-х, новогодние композиции, стилизации народных произведений и все, что в тренде именно у российской аудитории. На Западе нет ничего подобного», — утверждает Олег.
Что делать российским кинокомпозиторам?
«Первое, что важно сделать до публикации своего музыкального трека и передачи его третьим лицам сразу после создания, — задепонировать права. Раньше этим занималось РАО, сейчас оно делегировало эту задачу онлайн-сервису n’RIS. Это флагманский сервис, который позволяет подарить счастливую и долгую жизнь вашему творческому активу. Правообладатель загружает в ячейку свой объект интеллектуальной собственности, и он шифруется тремя ключами. Один хранится в Сколково, другой — в нашем депозитарии, а третий — у автора, которому выдается свидетельство о депонировании. Если кто-то нарушает ваши авторские права, с этим свидетельством можно смело идти в суд», — рассказала Виктория.
«Говоря о развитии индустрии киномузыки в России, многим композиторам еще стоит научиться грамотно презентовать себя и “упаковывать” свой продукт. Тогда каталоги будут пополняться новыми интересными треками и именами, но уже сейчас отечественным производителям фильмов и сериалов есть из чего выбирать. Помимо нашей на российском рынке также есть и другие библиотеки оформительской музыки», — резюмировал Олег.