Минцифры допустило, что в России придут к обязательной маркировке контента, созданного с помощью искусственного интеллекта, как и к введению уголовной ответственности за распространение дипфейков, созданных без согласия человека. Однако это следующие шаги, пока Минцифры сосредоточено на создании понятийного аппарата в этой сфере. Возможно ли введение маркировки ИИ-контента и насколько эффективной окажется эта мера, разбирались «Известия».
Как Минцифры собирается регулировать ИИ-контент
В конце мая Институт социально-экономического анализа и программ развития (ИСАПР) направил премьер-министру Михаилу Мишустину предложение ввести для физических и юридических лиц обязательную маркировку контента, созданного с помощью искусственного интеллекта. Таким образом, по расчетам специалистов института, можно будет бороться с дипфейками и защищать пользователей от недостоверной информации. За нарушение этих требований предлагалось ввести штрафы, аналогичные наказаниям за незаконную обработку персональных данных. Напомним, в конце мая вступил в силу закон, по которому штрафы за утечку и незаконную обработку личной информации граждан значительно выросли — в частности, для компаний, допустивших нарушение повторно, они стали оборотными, до 3% выручки.
На днях Институт социально-экономического анализа и программ развития получил ответ от Минцифры, с которым ознакомились «Известия».
В ответе за подписью замглавы министерства Александра Шойтова говорится, что сейчас первоочередной задачей видится закрепление в законодательстве «правового режима легитимного создания, распространения и использования» ИИ-контента. Проблемой остается отсутствие единого понятийного аппарата: юридических терминов «дипфейк», «искусственный интеллект» и «синтетический контент» пока не существует.
Но наряду с этим, подчеркивается в письме, возникнет необходимость проработки целесообразности внедрения маркировки цифрового контента, а также механизма контроля за ним для противодействия мошенничеству. Для этого в том числе необходимо будет определить уполномоченные органы и круг лиц, которых обяжут маркировать цифровой контент. Кроме того, нужно выработать технические меры для выявления и маркирования дипфейков, в том числе в рамках «Единой системы» АНО «Диалог Регионы» и национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», подчеркнули в Минцифры.
«В настоящее время Минцифры России совместно с Роскомнадзором и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется разработка предложений об установлении требований по маркированию контента, легально производимого и распространяемого посредством информационных технологий, в том числе созданного с использованием технологий искусственного интеллекта и цифровой подмены фото- и видеоизображений человека», — говорится в ответе Александра Шойтова.
Он указывает, что дополнительно может быть рассмотрен и вопрос введения уголовно-правовой нормы, которая предусматривает ответственность за создание, распространение либо использование «синтетического контента» с применением технологий ИИ, но без согласия человека, изображение или голос которого использовали. Предусматривается, что уголовное наказание может наступить в случае, если дипфейки причинили вред правам и законным интересам человека.
«Известия» направили запрос в Минцифры и Роскомнадзор. В Роскомнадзоре перенаправили вопросы в Минцифры, а в министерстве изданию ответили, что сейчас совместно с профильными ведомствами активно обсуждается маркировка легально производимого материала, созданного с применением ИИ, а также уголовная ответственность за ИИ-контент без согласия изображенных или озвученных лиц.
Подробнее «Известия»